Особенности реорганизации предприятий должен знать каждый бухгалтер, так как от правильности его действий зависит решение спорных вопросов по налогам и взносам в ПФР. В статье мы рассмотрим основные моменты реорганизации фирм при изменении организационно-правовой формы.
Подготовка к изменению уставных документов
Реорганизация начинается с принятия соответствующего решения собственниками бизнеса. Они обязаны предоставить в налоговую инспекцию письменное уведомление и документально оформленное решение.
Сотрудники налогового органа в течение 3 дней вносят в государственный реестр информацию о том, что предприятие находится в стадии преобразования. В такой же срок уполномоченное лицо компании письменно сообщает об изменениях в ПФР и ФСС. Нужно оповестить кредиторов, если таковые имеются. К этому обязывает ст. 13 Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ (далее — ФЗ № 129).
В течение двух месяцев фирма должна 2 раза опубликовать уведомление о реорганизации в специализированных изданиях.
Далее нужно составить устав и учредительный договор новой организации, провести инвентаризацию имущества и обязательств изменяемого предприятия.
Оформление передаточного акта и текущей документации
Одной из особенностей реорганизации предприятий является необходимость подготовки передаточного акта. Лучше, если его составляют в конце квартала или года и он имеет соответствующую датировку. Нормативных требований по оформлению нет.
В акте требуется указать правопреемников: к кому переходят суммы дебиторской, кредиторской задолженности, имущество и т.п.
Бухгалтер также предоставляет в ИФНС:
- заявление о регистрации нового предприятия,
- решение,
- бумагу, подтверждающую внесение госпошлины,
- иные документы, указанные в п. 1 ст. 14 ФЗ № 129.
Новую организационно-правовую форму считают признанной после того, как сотрудник инспекции внесет запись в ЕГРЮЛ. Соответственно, старая — недействительна. Здесь особенность реорганизации предприятия — сроки: от нескольких дней до нескольких месяцев. Все это время фирма продолжает работать. При больших объемах задач бухгалтерское сопровождение компаний будет полезным.
Подготовка отчетности закрываемой организации
За один день до внесения записи в государственный реестр предприятие обязано подготовить закрывающую отчетность. Если бухгалтер не успевает, учтите особенность реорганизации предприятия. Указанное время не является обязательным. Но этот вопрос обсудите с инспектором. В отдельных случаях он разрешает предоставить документы позже.
Итоговая бухгалтерская отчетность обычно включает:
- баланс,
- отчет о прибылях и убытках,
- отчеты о движении денежных средств.
Специалист отражает хозяйственные операции, выполненные со времени оформления передаточного акта до закрытия предприятия. Информация в бухгалтерском балансе будет отличной от данных акта; счет 99 закрывают, а прибыль распределяют по решению собственников бизнеса.
Это далеко не все особенности реорганизации предприятия, а только основные нюансы. Полезно знать о том, как правильно наладить оформление первичных документов в переходное время, вступительную отчетность новой фирмы. Вы можете получить консультацию у специалистов компании «БФ Консалтинг» по данному вопросу и по другим, например, что нужно для закрытия ИП. Сотрудники организации также предоставляют широкий спектр бухгалтерских услуг.